Компания Visa провела исследование совместно с институтом территориального планирования «Урбаника» с целью изучить развитие инновационных решений на транспорта. Согласно полученным результатам, потенциал внедрения транспортных инноваций в России довольно широк. Из всех проанализированных городов только Москва получила оценку «выше среднего» – 7,5 баллов из 10 возможных. Наиболее развитой инновацией на транспорте в России пока стало лишь информирование пассажиров о работе общественного транспорта через сайт или приложение.

 

В подавляющем большинстве участвовавшие в исследовани города, кроме столицы и Санкт-Петербурга (4,9 балла), пока серьезно не приступали к использованию электробусов. Практически везде наблюдается недостаток развития велосипедной инфраструктуры.

В целом, тройку лидеров городов с наиболее развитым общественным транспортом по 10-ти балльной системе представляют Казань (6,7 балла), Москва (6,5 балла) и Санкт-Петербург (6,4 балла). Одной из причин, по которой столица не смогла стать лидером в развитии общественного транспорта в 2020 году, несмотря на максимальные значения по многим показателям, стала ликвидация троллейбусной системы. Казань вышла на первую позицию благодаря многолетним усилиям по развитию сбалансированной системы общественного транспорта, но не получила высшую оценку из-за недостаточного развития метрополитена и железной дороги. Большинство показателей Санкт-Петербурга получили оценку «выше среднего», однако рейтинг города значительно подпортило наличие «коммерческих» маршрутов средней вместимости, о работе которых отсутствует достаточное количество информации.

Такая разная оплата

Комфортное передвижение по городу неразрывно связано с удобством и простотой оплаты за проезд. Как показало исследование, сейчас в России развитие инновационных способов оплаты на транспорте идет разными путями. Максимальные рейтинги Москвы (10 баллов) и Красноярска (9,9 балла), где реализоваы все инновационные способы оплаты проезда с использованием различных электронных носителей. Следом в рейтинге расположились Нижний Новгород (8,9 балла), Уфа (8,9 балла) и Екатеринбург (7,6 балла), где наиболее сложным оказыватеся внедрение повременных тарифов, которые действуют пока только на части маршрутов. Аналогичная ситуация наблюдается и в Казани (6 балла), где подобные тарифы пока отсутствуют.

Относительно невысокий рейтинг Санкт-Петербурга (4,5 балла) объясняется двумя причинами: во-первых, повременные тарифы не распространяются на коммерческие автобусные маршруты; во-вторых, в наземном общественном транспорте практически не реализована возможность оплаты банковскими картами. А в Волгограде (5 баллов), Новосибирске (4,4 балла), Омске (5,3 балла), Самаре (4,9 балла) и Челябинске (6 баллов), несмотря на внедрение инновационных способов оплаты проезда, до сих пор силен сектор «маршруток», в которых такие способы оплаты не действуют.

Алексей Денисов, старший директор департамента цифровых решений Visa в России: 

«Наше представление о том, как мы привыкли передвигаться по городу, в последнее время сильно изменилось. Поездки теперь могут включать использование одновременно нескольких самых разных видов транспорта, как традиционные, как автобусы или метро, так и средства микромобильности, например, велосипеды или электросамокаты. Современный человек ожидает, что может повсеместно пользоваться быстрыми, надежными и простыми в обращении сервисами. И транспорт не исключение. Ключевым эелементом для обеспечения комфортных поездок по городу является интеграция тех же быстрых, простых и безопасных способов оплаты, которые люди привыкли использовать в повседневной жизни. Это позволяет горожанам тратить меньше времени на выяснение того, как добраться из одной точки в другую, и получать больше удовольствия от поездки».