Пандемия и транспорт

plusworld pic1 TK 1020

Расчеты на транспорте являются, наверное, одним из наиболее точных «датчиков», измеряющих динамику повседневной жизни. Продукты питания и медикаменты стабильно приобретаются и в карантин, а вот на поездки, совершаемые людьми, локдаун влияет непосредственно. По данным «Золотой Короны», основанным на статистике 37 регионов России, где действует наша система «Электронный проездной», максимальное падение пассажиропотока зафиксировано в апреле 2020 г. – количество поездок сократилось в среднем на 60% по сравнению с апрелем 2019 г. Затем ситуация начала выправляться, в августе падение составляло уже 18%, к концу сентября показатели в целом восстановились, но «вторая волна» пандемии прервала этот позитивный тренд. Как долго будут продолжаться эти «качели», никому не известно, но очевидно, что экономика не выдержит продолжительных локдаунов, а значит, скорее всего власти их не допустят, и общественный транспорт будет работать.

Есть ли позитив в этом «царстве негатива»? Как ни странно, есть. Пандемия явилась катализатором для нескольких позитивных явлений.

Первое – популярность безналичной (и в первую очередь – бесконтактной) оплаты значительно выросла. Да, из-за снижения спроса обороты упали, но доля безналичной оплаты выросла. Аналитические данные системы «Электронный проездной» показывают рост на 7 процентных пункта – с 64% до 71% в годовом выражении. Интересно, что доля безналичных платежей на транспорте полностью отражает картину в целом по платежному рынку России: Банк России заявлял, что по итогам первого полугодия количество безналичных платежей составляет почти 69%.

Второе – кризисная ситуация показала, насколько многофункциональной может быть транспортная карта. Приведу только один пример. В самый разгар «первой волны» в Москве ввели ограничения, и возник вопрос: как обеспечить работу электронных пропусков на транспорте? Выходом оказалась транспортная карта «Тройка», к которой был привязан электронный пропуск. Именно транспортная карта оказалась идеальным инструментом для быстрого решения этой задачи. Банковские карты с их жесткими международными требованиями к протоколам обмена данными просто не подходят для таких целей. Транспортные карты более гибкие и настраиваемые на оперативные задачи, поэтому могут использоваться для гораздо более широкого спектра задач. И их потенциал еще далеко не раскрыт и не использован.

Изменения законодательства – изменение бизнеса

Внесение ряда существенных поправок в федеральное законодательство также фундаментальным образом влияет на отрасль городского пассажирского транспорта. Конечно, я имею в виду три закона: 161-ФЗ (запрет на пополнение наличными денежными средствами неперсонифицированных электронных кошельков, в том числе транспортных карты); 54-ФЗ (фискализация общественного транспорта); 220-ФЗ (переход на брутто-контракты).

Все эти юридические новации вносят в транспортную отрасль революционные изменения, некоторые из которых, такие как запрет пополнения наличными, очень надеемся, что будут отменены. Другие, например, брутто-контракты, вообще полностью меняют систему взаимоотношений между поставщиком и потребителем услуги. Поставщиком услуги при брутто-контракте является администрация или организация пассажирских перевозок, и пассажир получает услугу от этого субъекта отношений. Эта смена парадигмы вызовет существенные изменения в самом базисе бизнеса пассажирских перевозок, и, конечно, потребует адекватного технологического сопровождения такой трансформации.

Конкуренция

Что произошло в последние несколько лет, причем волнообразно? Если еще в 2016 году мы говорили о 50% проникновении технологий АСОП на рынок общественного транспорта, то сейчас невозможно назвать даже трех регионов, в которых не было бы безналичной оплаты на транспорте.

По экспертным оценкам, емкость рынка городских пассажирских перевозок в России составляет порядка 400 млрд рублей. Понятно, что за право обрабатывать эти потоки идет конкурентная борьба, и рынок будет существенно модифицироваться вследствие этой борьбы. В конкуренции участвуют три крупных блока игроков.  

Банки (банковские карты и эквайринг)

 plusworld pic2 TK 1020

Банковские карты стали активным и заметным фактором в индустрии оплаты проезда. Количество оплат по банковским картам растет кратно, в то время как число транзакций по транспортным картам увеличивается не столь заметными темпами.

Разнообразие форм безналичных расчетов – это безусловно позитивная тенденция, у пассажира должен быть выбор удобного для него инструмента. Но выбор должен быть и у операторов АСОП. Средство платежа – это то, с помощью чего операторы могут регулировать свой бизнес, учитывая и свои экономические интересы, и потребности конечного потребителя – перевозчика (выгодно) и пассажира (удобно). Поэтому все громче начинают звучать голоса перевозчиков, желающих иметь выбор банков-эквайеров и участвовать в формировании прозрачной тарифной политики.

Федеральные операторы

Есть еще одна нарождающаяся, но важная тенденция: появляются федеральные игроки, которые заявляют, что они хотели бы, чтобы их транспортные карты обслуживались в регионах. Первым о таких амбициях заявил оператор проекта «Тройка».

Позиция региональных операторов, очевидно, будет зависеть от целесообразности и спроса на такой сервис со стороны потребителей. Технологически обеспечить прием и обслуживание «столичных» карт – задача абсолютно решаемая. Другое дело, что могут возникнуть риски сохранения бизнеса: федеральные игроки могут входить в регион не только с целью обеспечить здесь прием своих карт.

Региональные операторы

Уже начинают складываться ситуации, когда действующий региональный оператор начинает работать на территории другого региона. Как правило, это связано не с агрессивной политикой по захвату рынка. Оператор в регионе может быть муниципальным/государственным, а может быть коммерческим. У разного типа перевозчиков могут быть собственные предпочтения при выборе оператора.

Однако такие ситуации создают почву для разных сценариев развития событий: коллаборация, вытеснение, поглощение. В любом случае, хотелось бы, чтобы эти процессы проходили цивилизованно, в рамках честной рыночной конкуренции.

Ответы на вызовы рынка

plusworld pic3 TK 1020

Наверное, на все вызовы рынка не может быть только технологического ответа, для успешного развития нужен комплекс бизнес-решений. Тем не менее, прямо сейчас есть пул работающих технологий, готовых к внедрению и способных помочь адаптироваться и к законодательным новеллам, и к новым экономическим реалиям.

Фискализация. Готовое комплексное решение для всех перевозчиков, любой формы собственности и любого масштаба бизнеса: фискализация через облачные кассы, сервис фискализации рулонной продукции, предоставление фискального чека онлайн. 

Бескондукторная схема. Актуальное требование технологического развития, переход на полностью автоматизированную технологию, улучшение экономических показателей перевозчиков. Чтобы сделать бизнес эффективным, на первом этапе нужна стопроцентная собираемость платежей, на втором – экономия средств на содержание персонала. Бескондукторная схема – это решения для транспортных средств разной вместимости, современное и надежное оборудование, снижение расходов перевозчиков до 30%, контрольно-ревизионная служба.

Транспортный роуминг/ взаимная интеграция систем. Возможность использовать транспортную карту для оплаты проезда не только в том регионе, где она была выпущена, но и в других. Взаимоприем карт и интеграция действующих систем позволят участникам получить синергетический эффект, повысить привлекательность транспортных карт и их конкурентоспособность во все время расширяющемся арсенале инструментов оплаты.

Для реализации таких проектов потребуются совместные усилия операторов. Нужна консолидация операторов, чтобы их бизнес и далее оставался успешным и устойчивым.

Тесная совместная работа необходима также для оперативного и консолидированного ответа бизнес-сообщества на административные и нормотворческие вызовы, для профессионального лоббирования интересов участников рынка.