ПЛАС: Как бы вы охарактеризовали непосредственно сам рынок?

Д. Середенко: Рынок автокредитования – достаточно диверсифицированный и конкурентный, здесь не присутствует игроков с доминирующей долей рынка как, например, по сравнению с другими сегментами финансового рынка, такими как расчетные карточные продукты или рынок эквайринга. Максимальная доля рынка одного игрока не превышает 12%. По нашим оценкам мы занимаем приблизительно 2% рынка автокредитования.

ПЛАС: Каков портрет среднего заемщика?

Д. Середенко: Мы работаем во всех регионах страны, поэтому какой-то особенно региональной специфики у нас нет. Да, портреты клиентов, уровень риска отличается от региона к региону, но это не означает какого-то значительного дисбаланса в работе с регионами.  Возрастные ограничения и вообще оценка риска заемщика не сильно отличается от других видов кредитования, наверное, за исключением ипотеки, где кредиты имеют более длинный срок погашения. Отличие автокредита от потребительского состоит в том, что банк получает обеспечение в виде залогового имущества – автомобиля. В остальном оценка риска, платёжеспособности клиента близка потребительскому кредитованию.

ПЛАС: Какова в целом ситуация с продажами автомобилей, изменилась ли с падением платежеспособности роль автокредита?

Д. Середенко: В горизонте ретроспективы прошедшего полугодия, согласно статистике полученной из нескольких источников, мы наблюдаем существенный рост общих объемов автокредитования на российском рынке. Рынок растет, в отдельных сегментах автокредитования рост достигает 30%.
Одновременно с этим я бы не говорил о каком-то значительном повышении стоимости риска на рынке.  Доля продаваемых в кредит новых авто сейчас порядка 40%, б\у – порядка 20%. Для сравнения, в США это примерно 60% по тем и другим

ПЛАС: Наиболее распространенные сроки автокредитования?

Д.Середенко: От 2,5 до 3 лет. Эти сроки обусловлены прежде всего уровнем доходов заемщиков.

ПЛАС: Насколько популярны и чем привлекательны для банков, ритейлеров и потребителей автокредиты с выплатой финальной суммы в десятки процентов от стоимости автомобиля. Есть ли здесь какие-либо риски?

Д.Середенко: Автодилеры изыскивают различные способы повысить привлекательность своих предложений. Продукт с отложенным финальным платежом особенно популярен у официальных дилеров так как дополнительно стимулирует клиента сдать свой автомобиль в трейд-ин. Этот финальный платеж подразумевает, что в конце обслуживания кредита клиент сдает свой автомобиль в трейд-ин и тем самым осуществляет гашение этого финального платежа в кредитном графике. Такая схема кредитования сейчас набирает популярность особенно у официальных дилеров, которые максимально заинтересованы в сохранении лояльности клиента определённому бренду. Существует дополнительный риск так как такой график платежа предусматривает значительную единовременную выплату заемщиком финальной суммы и потенциально несет в себе риск потребности реструктуризации кредита на этом этапе.

ПЛАС: Насколько динамично проходит автоматизация процессов скоринга и принятия решения по автокредитованию? Используются ли здесь  технологии искусственного интеллекта и машинного обучения?

Д.Середенко: Очень хороший вопрос. Мое личное мнение, что аспекты в которых финансовые организации могут конкурировать между собой значительно сокращаются со временем. Ценовая или продуктовая конкуренция в кредитовании имеют уже высокую степень зарегулированности и поэтому остаются три основных аспекта в которых банки могут соревноваться между собой за клиента: эффективность внутренних бизнес процессов, в том числе качества и надежности работы кредитного конвейера. Построение такой бизнес модели, которая настроена на постоянное совершенствование всех аспектов работы начиная от качества продукта и заканчивая электронными канали продаж и обслуживания.
постоянная модернизация и качество электронных каналов обслуживания
модель управления рисками
В связи с этим автоматизация процессов скоринга и принятия решения крайне важна для современной финансовой организации. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения начинали свое освоение финансового сектора именно с области оценки риска и принятия кредитных решений. Сейчас уже в большом количестве банков, особенно в розничном сегменте, решения о выдаче кредита принимают автоматизированные системы на базе технологий машинного обучения. Плюс банк исторически не развивал это направление автоматизации поэтому здесь есть большой потенциал для развития, которым мы уже активно занимаемся.

ПЛАС: Как в целом меняется ИТ-ландшафт в сфере автокредитования под влиянием рыночных факторов?

Д.Середенко: Если говорить о какой-то специфичной ИТ трансформации характерной для бизнеса автокредитования, то здесь я бы отметил значительное увеличение интеграционных связей информационных систем. Появляется потребность технологической, автоматизированной интеграции с большим числом внешних систем и сервисов, таких как различные БКИ, сервисы учета банкротов, сервисы ГИБДД, автостата и т.д. Например возвращаясь к тому же аспекту оценки платежеспособности заемщика современные системы интегрируются даже с рекрутинговыми базами и сервисами поиска работы для того чтобы предварительно оценить адекватность заявленной зарплаты относительно должности по потенциальному заемщику. Все эти данные должны консолидироваться для последующего использования в аналитических системах, использующих технологии искусственного интеллекта.

ПЛАС: Есть ли принципиальные изменения в методологии оценки клиента и  принятии решения о предоставлении автокредита, и чем они обусловлены?

Д. Середенко: Значительной разницы в оценке платежеспособности потенциального заемщика в рамках автокредитования и в рамках, например, потребительского кредитования нет. Безусловно финансовая организация принимает во внимание модель, год выпуска, стоимость автомобиля проверяя эти параметры на коррелятивность.