Электромобили: перспективы инвестирования в зарядные станции

В Европе электромобили интегрированы в повседневную жизнь – зарядкой машины от розетки никого не удивишь, а в нашей стране рынок делает только первые шаги. Главное препятствие – отсутствие качественной инфраструктуры, но это вопрос времени. Подробнее о перспективах электромобилей рассказывает финансовый эксперт и основатель телеграм-канала об инвестициях Angelov Capital Илья Ангелов.

 

На начало 2022 года число электрокаров в России составляло 13 тыс., это всего 0,03% от общего числа легковых автомобилей – данные агентства Автостат. В этом смысле мы сильно отстаем от той же Норвегии, где электротранспорт уверенно доминирует: только за последний год было продано больше 113 тыс. единиц, а к 2025 году страна должна полностью прекратить продажу автомобилей на бензине. Власти поощряют покупку автомобилей с нулевым выбросом, освобождая владельцев от налогов, которые платят с обычных автомобилей с ДВС. А что на востоке? В Китае и вовсе установлен рекорд – в 2021 году продали 3,52 млн электромобилей – такие данные приводит Китайская ассоциация автопроизводителей. Китай является главным экспортером электротранспорта на мировой рынок.

Ситуация в России

Потенциал у рынка есть, он постепенно развивается – за 2021 год в России продано 2254 электромобилей, что в 3 раза больше, чем в предыдущий. Наибольшее количество зарегистрировано в Приморском крае, куда они импортируются из Японии. Там насчитывается 1,5 тыс. электромобилей, а самая популярная модель – праворульный Nissan Leaf. На втором месте – Иркутская область, где больше 1,3 тыс. электрокаров, на третьем месте Москва – в столице находится около 2 тыс. электромобилей. Среди популярных моделей – Porsche Taycan, Tesla Model 3, Audi e-tron.

Не исключено, что в условиях западных санкций, с ростом цен на запчасти и обслуживание автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, часть потребителей посмотрит в сторону электрокаров. А укрепление экономических отношений с Китаем будет способствовать увеличению импорта автомобилей. Интерес появится не только у сторонников экологичного образа жизни: электротранспорт во многом удобнее, потому что не требует постоянного ремонта, дешевле в обслуживании, а электроэнергия стоит меньше бензина. Кстати, первые китайские электромобили скоро будут собирать под Липецком – в марте было заключен контракт с заводом Моторинвест и китайским концерном Sokon Group.

А недавно в Москве был открыт первый сервис, где обычный двигатель могут заменить на электрический, установить батареи и все необходимое, превратив машину в электромобиль. Открыл такую мастерскую производитель зарядных станций Edison Technologies. Полное перевоплощение занимает 6-8 недель, а стоит от 1,5 млн рублей.

Препятствия распространения электротранспорта

- Стоимость. Средний электромобиль из салона обойдется в несколько миллионов рублей, плюс с 2022 года к цене добавилась пошлина в размере 15% на ввоз электромобилей в Россию. Но выбор есть на вторичном рынке.

- Менталитет. Для большинства людей позарядка автомобиля вместо заправки бака – экзотика. К тому же, сложно понять, сколько электрокар «продержится» на полном заряде.

- Отсутствие инфраструктуры – зарядных станций. Их на дорогах почти нет. Даже если человек задумывается о покупке, он понимает, что без условий для комфортного передвижения смысла нет. Электрозарядных станций (ЭЗС) на всю Россию сейчас около 1500, для нашей страны это очень мало. Отсутствие зарядок и невозможность дальних поездок – главный фактор сдерживания спроса.

- Долгая зарядка. На заряд электромобиля в большинстве случаев нужно несколько часов – чтобы получить полный аккумулятор после активного дня, владельцы ставят машину заряжаться на всю ночь. Очевидна потребность в быстрых зарядных устройствах, чтобы процесс занимал не больше 30 минут-максимум час.

Концепция развития 

В прошлом году правительством была принята концепция развития электротранспорта, и довольно смелая – в следующие 10 лет число ЭЗС на территории России должно вырасти до 72 тыс., уже к 2024 году должно появится 9 тыс.

За это время необходимо подготовить базу для массового выпуска электромобилей, их доля от общего объема автопроизводства по планам должна достичь 10%.

Утвержден список территорий, где будет реализован проект – это Краснодарский край, Крым, Ленинградская, Московская, Нижегородская и Сахалинская область, а также Татарстан. Минэкономразвитие собирается поощрять открытие зарядных станций и субсидировать затраты на открытие. В апреле также был одобрен законопроект, по которому городские власти будут обязаны организовать на парковках специальные места с зарядками для электроавтомобилей и гибридов.

Что сейчас делать частному инвестору

Говоря о развитии электротранспорта в нашей стране, нужно четко разделить ее на 3 части:

  1. Москва и Санкт-Петербург;
  2. Города и областные центры от 500 000+ жителей;
  3. Остальная Россия.
  1. В Москве и Санкт-Петербурге целесообразно открывать крупные зарядные станции на 10-20 автомобилей для общественного транспорта. По улицам двух столиц уже давно курсируют электробусы, в ближайшее время электрический общественный транспорт станет доминировать – правительство работает в этот направлении и увеличивает автопарк. Помимо общественного, потенциально выгоднее использовать электромобили в сфере обслуживания, они намного экономичнее: грузовые перевозки, доставка, такси и т.д. По подсчетам, вложения окупятся за 2-3 года. Но здесь важно учесть и ещё один нюанс – автопарк следует сразу же обеспечить своими зарядными станциями, а у них срок окупаемости уже наверняка будет больше, чем 5 лет.

Станции зарядки для личных электромобилей в будущем также будут иметь спрос. Владельцы коммерческих объектов могут таким способом привлечь к себе посетителей: если на парковке у торгового центра установить зарядную станцию, придут новые клиенты, которые будут приезжать зарядить свой электрокар. А чтобы не сидеть в машине в это время, они пойдут в торговый центр. Зарядные станции имеет смысл устанавливать возле автосервисов, на АЗС и комплексах автомоек, у гостиниц, отелей, аэропортов и ж/д вокзалов – это точки высокого спроса.  Они также необходимы в новых микрорайонах бизнес и премиум класса, на стоянках около административных зданий. Срок окупаемости будет поменьше, чем у общественного транспорта, но все равно на границе 4-5 лет. Инвесторы, которые готовы играть вдолгую, могут занимать свободную нишу – через несколько лет порог входа будет выше. 

Небольшие станции зарядки на 5-7 автомобилей и «зарядные колонны», рассчитанные на 2-4 автомобиля также будут востребованы. Их лучше устанавливать на общедоступных и платных парковках рядом с крупными бизнес-центрами и офисными зданиями, музеями и театрами, спортивными объектами, магазинами и ресторанами. По прогнозам, они должны окупиться за 2-3 года.

Третий вид зарядных станций – индивидуальные. Многие жители Москвы и Петербурга проживают в коттеджных поселках или современных ЖК с подземными паркингами. Небольшая зарядная станция может быть установлена в гараже или во дворе частного дома, на личном парковочном месте подземной стоянки. Учитывая, что стоимость самих электромобилей высокая (5 млн руб. и выше), а хорошие индивидуальные станции стоят всего от 120 тыс. руб., что составляет 2% от стоимости авто, доходность по индивидуальным станциям должна быть высокой. 

  1. В городах с населением 500 000+ ситуация пока развивается не такими большими шагами, но и там через 5-10 лет доля электрического общественного транспорта будет не менее 50%. Здесь тоже лучше открывать крупные зарядные станции для личных электромобилей возле больших моллов (ТРК). Востребованными будут станции на 5-6 авто и упомянутые выше «зарядные колонны». Индивидуальные зарядки также будут пользоваться спросом по мере увеличения числа владельцев электромобилей.
  2. В небольших городах со временем будут появляться электромобили, но вряд ли общественный и коммерческий транспорт в ближайшее время сможет получить развитие. А частные электрокары будут доступны только очень ограниченному кругу состоятельных жителей, проживающих в отдельных частных домах. Поэтому тут скорее всего будут востребованы только индивидуальные зарядки.

Получается, что инвестировать можно в ЭЗС любого формата в зависимости от города.

Что будет дальше – хороший вопрос

Сегмент растет, но медленно. Россия еще не достигла «точки перелома», то есть состояния рынка, при котором доля нового продукта составляет 3-5% - в основном это индивидуальные истории. Инфраструктуры критически не хватает, на ее развитие и стоит делать акцент.

По прогнозу консалтинговой компании PwC, к 2024 году число электромобилей в России составит 26 тыс. единиц, а к 2030 году – больше 600 тыс. Концепция правительства еще более оптимистичная, по ней число электрокаров может достигнуть 730 тыс. единиц. С появлением сети станций быстрой зарядки доля электромобилей на дорогах будет расти, и передвигаться на них станет удобно. Сейчас самое время войти в число первооткрывателей.