Страховые компании и автосервисы не справляются с ремонтом автомобилей по ОСАГО на фоне масштабного кризиса автозапчастей, который уже полгода набирает обороты.

В рамках круглого стола «Импортозамещение в ОСАГО», который состоялся 19 сентября в Общественной палате РФ, представители страховых компаний, Союза автосервисов, экономисты и другие эксперты выразили серьезную озабоченность из-за дефицита автозапчастей.

Эксперты отметили, что решить ситуацию могло бы принятие ряда временных мер. Необходимо смягчать предусмотренные законодательством сроки на ремонт по ОСАГО, а также в ожидании, пока наладится параллельный импорт и частичное импортозамещение силами российских производителей, законодательно временно разрешить страховым компаниям и автосервисам ремонтировать автомобили тем, что есть на рынке прямо сейчас — б/у запчастями.

Так, Алексей Артамонов, вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование», подчеркнул, что в текущей ситуации ни страховщики, ни пострадавшие не могут купить новые оригинальные запчасти и произвести ремонт быстро. «Наши надежды на то, что параллельный импорт или импортозамещение в короткие сроки решат эту проблему, пока не оправдываются. Все, что происходит в этом направлении, пока совершается явно не в тех масштабах, которые необходимы для конвейерной работы по урегулированию убытков и по ремонту автомобилей. Мы уже давно начали обсуждать тему использования б/у запчастей в ОСАГО. Этот опыт распространен на разных рынках, в том числе, и в Западной Европе», - прокомментировал спикер.

Марина Щукина, заместитель начальника управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», отметила также, что кризис автозапчастей в России ставит страховые компании в такую ситуацию, когда они не могут отремонтировать машины по ОСАГО в положенный по закону срок — 30 календарных дней. «Мы получаем и отправляем машины на ремонт по ОСАГО и, в итоге, сервисная станция сообщает, что не может отремонтировать машину в срок и гарантировать качество. Часть автовладельцев понимает ситуацию. Но есть и те, кто пытается на этом нажиться, от них страховые компании получают судебные иски о том, что нарушены сроки выдачи направления на ремонт, не обеспечено выполнение требования закона, не отремонтирован автомобиль. В связи с этим страховые компании платят штрафы, так как суды исходят из того, что написано в законе и трактуют его буквально. Однако вины страховщиков в том, что в стране сложно достать подходящие автозапчасти, нет», - описала ситуацию Марина Щукина.

Как напомнили представители Российского Союза Автостраховщиков (РСА), справочник стоимости запасных частей обновляется каждый квартал. С 11 сентября при расчете стоимости ремонта в справочниках разрешено учитывать лишь стоимость аналогов оригинальных деталей, если последние отсутствуют на российском рынке. Планируется, что первые такие справочники вступят в силу уже 19 октября. При этом Екатерина Гринева, начальник управления методологии урегулирования убытков РСА, добавила, что в действующих с 19 июня справочниках средней стоимости запчастей, которые были обновлены с учетом кризисных цен на запчасти, был зафиксирован достаточно высокий рост средних цен на ремонт. «Так, по справочникам рост цен запчастей составил 28%. Сейчас мы пытаемся сделать новые справочники - согласно новой норме Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт, утвержденной ЦБ РФ. Это позволит включить в справочники большее количество запасных частей, чем есть сейчас, и сделать их более полными и соответствующими текущим реалиям, в которых находятся страховые компании, станции технического обслуживания и автопроизводители, которые продолжают вести свой бизнес на территории России», - отметила Екатерина Гринева.

Итоги обсуждения и предложения экспертов, принявших участие в обсуждении темы, будут направлены в Правительство РФ и Федеральное собрание РФ.