Развитие цифровых решений для общественного транспорта – приоритет для отрасли

В 2021 году утверждена стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации. В том числе – стратегическая инициатива Минтранса России «Зеленый цифровой коридор пассажира» в рамках концепции MaaS – мобильность как услуга.

Внедрение цифровых инструментов MaaS позволяет создать единое окно для пассажира, в котором можно планировать маршрут и оплачивать всю поездку целиком по сквозному тарифу на разных видах транспорта. Как объединить современные цифровые сервисы и обеспечить гибкий пассажироцентричный подход к транспортному обслуживанию? Этот и другие важные вопросы обсуждались в рамках секции «Современные цифровые решения для развития общественного транспорта» в ходе проведенного форума «Общественный транспорт 2021».

Максим Исаев, заместитель генерального директора «Датапакс», сообщил о том, что за последнее время понимание новой мобильности существенно видоизменилось: если раньше главной задачей государства и бизнеса было создание отдельных цифровых сервисов, то сегодня цель – объединить разрозненные системы, внедрив принципы интероперабельности и интеграционного взаимодействия. И здесь одного желания бизнеса создать новые услуги и продукты уже недостаточно – государство должно активно включаться в работу, создавая условия для наступления эры новой мобильности.

По словам Максима Исаева, прежде всего, необходимо разработать и ввести в действие единые стандарты, чтобы обеспечить совместимость многочисленных информационных систем, которые внедряются в субъектах Российской Федерации. На региональном уровне нужно объединить разрозненные цифровые сервисы в комплексные решения. Обеспечить единую систему управления общественным транспортом и пассажирской мобильности. Эксперт отметил, что развитие цифровых платформ в транспортной отрасли способствует созданию МaaS-сервиса. Это важнейший шаг для отрасли.

Крупнейшие городские агломерации уже накопили много полезных практик и это меняет облик городов. Основной упор сделан на развитие и популяризацию общественного транспорта, а также переход к гибким моделям обслуживания. Ключевым фактором достижения этих целей является масштабное внедрение цифровых инструментов МaaS, делающих городской транспорт более гибким, удобным, предсказуемым и ориентированным на потребности пассажира.

«В Тверской области проводится транспортная реформа. За один год цифровая платформа обеспечила серьезное повышение эффективности работы транспортного комплекса, – рассказывает Максим Исаев. – Среднее время пути в поездках снизилось на 10%, а расписание исполняется почти на 100%. Сейчас 4 из 5 поездок оплачиваются безналично. Каждый третий житель Тверской области установил и пользуется мобильным приложением для планирования маршрута. Число безбилетных пассажиров снизилось на 12%, а налоговые поступления в региональный бюджет выросли в 7 раз за счет выведения перевозок из экономической тени.

Управлять транспортной системой региона позволяет цифровая платформа «Датапакс». Она включает в себя такие цифровые сервисы, как контроль выполнения транспортной работы, диспетчерское управление, мониторинг пассажиропотока, автоматизированная оплата проезда, аналитика на основе больших данных и информирование пассажиров.

Сейчас «Датапакс» реализует пилотные проекты подобных платформ в Пензе, Норильске, Челябинске, Перми, Ростовской области, а интерес к цифровой платформе проявили более 30 регионов.

Эксперт подчеркнул, что полноценное развитие качества транспортной услуги для пассажиров невозможно без комплексного подхода к развитию общественного транспорта. Он включает в себя внедрение интеллектуальных транспортных систем и сервисов, инновации в области управления транспортом и единое окно управления перевозками.

По материалам Датапакс