Умные системы помощи водителю - могут ли спасти жизни?

В 2019 году на территории России произошло 164 тысячи ДТП, в которых погибли 17 тысяч человек. Ужасающе высокая смертность на дорогах сохраняется и по сей день. Большинство таких инцидентов происходят по вине водителей. Центр цифровой экспертизы Роскачества рассказывает, какие решения по спасению жизни автомобилистов и пассажиров существуют на рынке и сколько они стоят.

Исследования показывают, что 93% ДТП случаются из-за человеческого фактора. 85% ДТП случаются из-за невнимательности водителя в последние 2,5 секунды до столкновения. 90% аварий можно предотвратить, предупредив водителя и вернув его внимания на дорогу за 1,5 секунды до возможного столкновения.

В будущем проблему пресловутого человеческого фактора помогут решить умные устройства. И это будущее уже наступило: за рубежом (Израиль, Германия, США) умные электронные системы помощи водителям уже запущены на государственном уровне, в России пока есть только проекты.

В марте 2020 года стало известно, что на автомобили, собранные в России, планируется устанавливать датчики оповещения водителя о потенциальном нарушении ПДД. Для этого понадобится разработать новый нацстандарт . На машины будут предустанавливать системы, способные распознавать разметку, дорожные знаки и сигналы светофоров на расстоянии от 30 до 100 м.
Фактически это станет узакониванием систем интеллектуальной помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems, ADAS) в России. На текущий момент, однако, их правовой статус не определен, что не мешает вам как потребителю приобрести и использовать такие решения для своего автомобиля. В конце концов, ДТП не ждут принятия законов об их предотвращении, профилактировать аварии можно уже сейчас.

Что такое ADAS

ADAS — это система помощи водителю на основе машинного зрения. Цель системы ADAS — повысить безопасность движения путем информирования водителя и привлечения его внимания. Как минимум, это предупреждение звуковым или вибросигналом водителя о вероятном или возникшем риске, который требует внимания. Как максимум — экстренное самостоятельное принятие решения системой.

ADAS различают по пяти уровням: от нулевого (в управлении участвует только водитель) до пятого (полностью автономное управление), то есть, беспилотный автомобиль — это экстремальный случай ADAS. В России на текущий момент из-за отсутствия регулирующих законов затруднено развитие любых ADAS-систем классом выше третьего, подразумевающих автоматическое принятие решений. В первую очередь это связано с неопределенностью «правового» статуса автомобилей с высокой степенью автономности.

Где взять ADAS в России?

По отдельности в том или ином виде элементы системы интеллектуальной помощи водителю входят в состав комплектующих всех новых автомобилей, выпущенных в последние несколько лет. В России, как правило, используются системы ADAS, установленные в новых легковых автомобилях на этапе заводской сборки. Это базовый функционал, который помогает избегать столкновений, применять экстренное торможение, контролировать движение по полосе и слепые зоны, а также круз-контроль.

В премиум-комплектациях иномарок можно встретить уже более продвинутые подсистемы ADAS, например, системы мониторинга усталости водителя, удержания автомобиля в полосе движения и распознавания дорожных знаков. Пример: система безопасного торможения от VOLVO при быстром сближении с объектом (пешеходом или автомобилем) реагирует и тормозит.
Наиболее бюджетный вариант для автовладельца — это видеорегистратор, как правило корейского производства, Thinkware, Iroad, BlackVue, VicoVation и т.д. Такие видеорегистраторы имеют элементы системы ADAS, они способны на идентификацию объектов с помощью видеокамеры и частично выполняют задачи ADAS.

Развитие ADAS в будущем

За рубежом сейчас востребованы сервисы Movon (в РФ ориентирован на каршеринг) и де-юре обязательный к применению во всех автомобилях в Израиле система Mobileye — у обеих компаний есть представительства в РФ. Mobileye собирает данные с использующих сервис автомобилей для составления дорожных карт безопасности. По состоянию на лето 2020, на них нанесены уже почти 300 миллионов километров дорог по всему миру.

Массовое применение систем ADAS востребовано в России на грузовом и пассажирском транспорте, чтобы контролировать состояние водителей (какие-то решения существуют уже сейчас, например, на рейсах «Мосгортранса»).

«В России обязательное глобальное внедрение ADAS и производство отечественных компонентов предусмотрено в планах развития автомобильной промышленности на ближайшие годы. До этого времени автовладелец самостоятельно, определяет, нужен ли ему электронный помощник управления автомобилем. Однако в Израиле они уже несколько лет являются обязательными к установке на всех без исключения автомобилях и спасают человеческие жизни каждый день. В пересчете на душу населения смертность в Израиле в 11 раз ниже, чем в России – в том числе благодаря таким системам безопасности», - рассказал Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.

Говоря о современных помощниках для автовладельцев, стоит вспомнить еще один пример умной системы от отечественной ИТ-компании – Яндекс.Авто . Это решение объединяет популярные сервисы Яндекса: навигацию, музыку, погоду, заправки – и адаптирует их для использования в автомобиле.

Авто оповещает водителя о превышении разрешенной скорости и приближении к школам, а также напоминает о камерах на дороге. Так водители могут заранее понять, что на этом участке дороги нужно быть внимательнее. Пользователи увидят уведомления на большом экране в режиме онлайн сразу при запуске автомобиля – для этого не надо дополнительно что-то включать. С помощью Авто также можно заправиться, не выходя из машины. Система покажет подключенные АЗС и проложит маршрут до нужной заправки. На самой заправке заправщик поможет залить топливо, а оплатить бензин можно прямо в Авто. К сервису подключены около 5000 АЗС по всей России. Всеми функциями можно управлять голосом с помощью Алисы. Так за рулем безопаснее и не приходится отвлекаться от дороги.